АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
воспитателей
Данные рабочие программы разработаны на основе примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
васильевой, в соответствии с ФГОС ДО для детей разных возрастов ( от
1,5 до 7 лет).
Рабочие программы разработаны в соответствии со следующими
нормативными документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» РФ (29 декабря 2012
года N 273-ФЗ);
Положение Конвенция ООН о правах ребенка;
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы в дошкольных организациях"
2.4.3648-20;
ФГОС ДО приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой.- 2019г.
Срок реализации программ – 1 год.
Программы строятся на принципе личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого с детьми, обеспечивают развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности,
всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
способностей. Составляющими компонентами рабочих программ являются
разделы, отражающие реализацию ФГОС ДО в соответствии с направлениями
развития ребенка:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Содержание программ представлено в виде раскрытия целей и задач
воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности,
перспективно-тематического планирования по разделами с учетом времени
года и режимом пребывания в детском саду.
Организация образовательной деятельности предполагает воспитание
и обучение во время ООД, в режимные моменты и в совместной
деятельности педагога с детьми в течении всего года. В организованной
образовательной деятельности (ООД) используются разнообразные виды
детской деятельности, методы и приемы работы с детьми, обеспечивающие
динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяющие
потребности ребенка в самостоятельной деятельности.
Рабочие программы определяют содержание и организацию
воспитательно-образовательного процесса и направлены на достижение
годовой цели ДОУ :
– обеспечение комплексного психолого-педагогического
сопровождения и поддержка инициатив ребенка;
- использование образовательных технологий, способствующих
физическому и психологическому развитию и поддержанию здоровья детей.
Функции рабочих программ:
• Нормативная: программы являются документом, обязательным
для исполнения;
• Целеполагание: программа определяет цели и задачи
реализации образовательных областей;
• Процессуальная: определяет логическую
последовательность усвоения содержания дошкольного образования,
организационные формы, методы, условия и средства;
• Аналитическая: выявляет уровни усвоения содержания
дошкольного образования, критерии оценки развития воспитанников.
Рабочие программы включают три раздела:
целевой раздел;
содержательный раздел;
организационный раздел.
Целевой раздел содержит пояснительную записку рабочей программы. В
пояснительную записку включены цели и задачи реализации Рабочей
программы, возрастные и индивидуальные особенности контингента
воспитанников, посещающих группу, описание социокультурных
особенностей осуществления образовательной деятельности. Принципы и
подходы, описанные в целевом разделе, обеспечивают единство задач
образовательного процесса, интеграцию образовательных областей.
Планируемые результаты рабочей программы конкретизируют целевые
ориентиры образовательного стандарта дошкольного образования.
В содержательном разделе представлено общее содержание рабочей
программы. Содержание рабочей программы определяется в соответствии с
направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивают единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в
ходе освоения всех образовательных областей представленных в
календарнотематическом планировании, отражающим специфику каждой
образовательной области: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие.
Организационный раздел включает режимы дня, описывает модель
воспитательно-образовательного процесса, принципы организации
развивающей предметно-пространственной среды группы. Перечень
методических пособий включает в себя методические пособия по реализации
рабочей программы.
В приложении представлены перспективный план работы с родителями,
комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна.
Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда разработана в соответствии с
Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей
программы соответствует федеральным государственным требованиям,
образовательным стандартам, целям и задачам образовательной программы
учреждения. Программа предназначена для работы с детьми старшего
дошкольного возраста (5-7 лет) имеющими: фонетическое недоразвитие речи
(ФНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общим
недоразвитием речи 3-4 уровня (ОНР).
Коррекционная - развивающая работа в программе строится исходя
из особенностей нарушения речи детей и с учетом:
• программы логопедической работы по преодолению
фонетикофонематического недоразвития у детей, Т. Б. Филичевой, Г. В.
Чиркиной;
• программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя
речи. Г.А. Каше;
• «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Цель программы – обеспечение системы средств и условий для
устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и
осуществления своевременного и полноценного личностного развития,
обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции
содержания образования и организации взаимодействия субъектов
образовательного процесса в условиях логопункта.
В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие
задачи:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание
артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и
развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции
различения и узнавания фонем).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные
умственные действия по дифференциации фонем и установлению
звуковой структуры слова).
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших
дошкольников с речевыми нарушениями.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи старших дошкольников.
Форма организации обучения – индивидуальная.
Данная программа доступна к применению в дошкольном
логопедическом пункте. С ее помощью у детей формируется полноценная
фонетическая система языка, развивается фонематическое восприятие,
слоговой анализ и синтез, автоматизируются слух произносительные умения
и навыки, формируется связная речь на базе правильно произносимых
звуков, развиваются коммуникативные функции, и как следствие всех этих
процессов – позитивная социализация старших дошкольников.
Аннотация к программе психолого-педагогического сопровождения
Программа разработана в соответствии с основной
образовательной
программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 24 , в
соответствии с ФГОС ДО, с учетом основной общеобразовательной
программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е.
Вераксы в
обязательной части.
Программа определяет содержание и структуру деятельности
педагога –психолога по направлениям: психопрофилактика и
просвещение, психодиагностика, психокоррекция, психологическое
консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от
1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Учитывая специфику профессиональной деятельности
педагога-психолога ДОУ, значительное место уделяется
целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и
коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы
реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
дошкольников.
Цель программы: определение основных направлений
психологического
сопровождения реализации образовательных инициатив для
обеспечения
полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в
том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и
личностных качеств; предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их
психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения и социализации;
повышать психолого-педагогическую компетентность
(психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
содействовать устранению или ослаблению недостатков в
эмоциональноличностной и поведенческой сфере проблемных
категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия;
формировать у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную
ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников;
дать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными
категориями дошкольников.
способствовать повышению ответственности родителей за
психоэмоциональное благополучие детей;
расширять психолого- педагогические знания и умения по
оптимизации детско- родительских отношений.
В программе представлены возрастные особенности
дошкольников, содержится комплексное тематическое планирование,
описываются планируемые результаты, определяется информационнотехническое и методическое сопровождение. Приложение включает в
себя перспективный план работы с родителями, согласие на психологопедагогическое сопровождение.
Аннотация к рабочей программе инструктора по
физической культуре.
Настоящая рабочая программа разработана на основе образовательной
программы МБДОУ д/с № 24 в соответствии с ФГОС ДО для
работы с детьми дошкольного возраста, с учетом рекомендаций авторов
«Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой.
Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность
ДОУ:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2013г
- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О
реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
- Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155
Министерства образования и науки Российской Федерации)
- Инструктору по физической культуре следует целенаправленно
организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась
оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности.
Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует
более успешному решению остальных образовательных задач.
Цель программы: построение целостной системы с активным
взаимодействием всех участников педагогического процесса,
обеспечивающей оптимальные условия для перехода на новый, более
высокий уровень работы по физическому развитию детей, формированию
у них физических способностей и качеств с учетом их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и склонностей; обеспечивающей
охрану и укрепление здоровья, формирование основ здорового образа
жизни.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
- развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости,
выносливости, координации;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение
основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание,
лазанье);
- формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Программа направлена на:
-реализацию принципа доступности, учитывая возрастные особенности
воспитанников;
-соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и
«от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и
последовательности;
-усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических
упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня,
самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами,
определёнными ФГОС:
- полноценное проживание ребенком дошкольного возраста всех этапов
детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Аннотация к Рабочей программе музыкального руководителя
МБДОУ д/с № 24.
Рабочая программа музыкального руководителя разработана на
основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой, на основе образовательной программы ДОУ в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.
Рабочая программа определяет содержание и организацию
воспитательно-образовательного процесса для детей, основные направления,
условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности, как
одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста,
ознакомления их с миром музыкального искусства в условиях детского сада
и направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
сохранение и укрепление здоровья детей.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по
музыкальному воспитанию для детей второй младшей, средней, старшей,
подготовительной групп.
Реализация данной программы осуществляется через фронтальную и
индивидуальную непосредственно-образовательную деятельность педагога с
детьми. Кроме того, программа составлена с использованием комплексной
связи с другими образовательными областями.
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих
способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, развитие
психических и физических качеств, ритмопластики, театрализованной
деятельности.
Задачи:
• формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
• формирование ценностных ориентаций средствами музыкального
искусства;
• обеспечение эмоционально-психологического благополучия,
охраны и укрепления здоровья детей;
• приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю
музыкальнотворческую деятельность в синкретических формах (русский
народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка
зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
• развитие внутренних психических процессов: творческого
воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах
художественно- творческой деятельности.
Планируемые результаты освоения воспитанниками основной
образовательной программы дошкольного образования представлены как
целевые ориентиры освоения основной образовательной программы ДОУ и
конкретизируют требования Стандарта с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий воспитанников.
Содержательный раздел представлен следующими направлениями
образовательной работы:
• Восприятие музыки.
• Пение.
• Музыкально-ритмические движения.
• Игра на детских музыкальных инструментах.
• Развитие детского творчества (песенного, музыкально-игрового,
танцевального).
Методы музыкального развития:
Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным,
показ движений.
Словесный: беседы о музыке.
Словесно-слуховой: пение.
Слуховой: слушание музыки.
Игровой: музыкальные игры.
Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение
мелодий.
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Воспитывать интерес
к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие
танцевальные движения.
Младшая группа (от 3 до 4 лет) Воспитывать у детей
эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя
музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем; способствовать развитию
музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы;
чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально
на нее реагировать.
Старшая группа (5 до 6 лет) Продолжать развивать интерес и любовь
к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную
культуру на основе знакомства с классической, народной и современной
музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей:
звуковысотный , ритмический, тембровый, динамический слух.
Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под
музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных
инструментах; творческой активности детей.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Продолжать
приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный
вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать
яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический
слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса,
развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских
музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными
понятиями.
Содержание раздела «Слушание». Ознакомление с музыкальными
произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.
Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания
музыки. Развитие способностей различать характер песен, инструментальных
пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
Развитие способностей эмоционально воспринимать музыку.
Содержание раздела «Пение». Формирование у детей певческих
умений и навыков. Обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с
помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без
сопровождения. Развитие музыкального слуха, то есть различение
интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности,
слушание себя при пении и исправление своих ошибок. Развитие певческого
голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Содержание раздела «Песенное творчество». Развивать
способность творческого воображения при восприятии музыки.
Способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению
самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения
своего замысла. Развивать способность к песенному, музыкально-игровому,
танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах. Работа по
музыкальному воспитанию реализуется в детских видах деятельности и
включает в себя непосредственно образовательную деятельность;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями
детей.
Содержание раздела «Музыкально-ритмические движения».
Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в
связи с этим ритмичности движений. Обучение детей согласованию
движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими
средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и
временных ориентировок. Обучение детей музыкальноритмическим умениям
и навыкам через игры, пляски и упражнения. Развитие художественнотворческих способностей.
Содержание раздела «Игра на детских музыкальных
инструментах». Совершенствование эстетического восприятия и чувства
ребенка. Становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость,
целеустремленность, усидчивость. Развитие сосредоточенности, памяти,
фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. Знакомство с
детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
Развитие координации музыкального мышления и двигательных функций
организма. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Длительность, продолжительность и максимальный объем
непосредственно образовательной деятельности находится в соответствии с
требованиями, определенными СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных организаций». Непосредственно
образовательная деятельность по музыкальному образованию детей
осуществляется два раза в неделю.
Рабочая программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений, в которой
представлена проектная деятельность на тему «Эмоциональное развитие
детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных
инструментах».